Видео дня
Полночь на улице Хоренаци
Юмор дня
Метки и теги
Архив новостей
Фото дня
Кадендарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
- Jigyarov.net Forum
Армянские фрески
- Раздел: Армения и Арцах > Культура
| - Опубликовано: 3 октября, 17:10
|
Историки свидетельствуют: уже в IV—VI веках армянские храмы расписывались. Это уникальный вид искусства, неповторимая техника, характерный стиль.
Расцвет армянской фрески пришелся на золотой век национальной архитектуры — VII столетие: Кармравор в Аштараке, Св. Минаса в Джрарате, церкви в Багаване, Мрене, Артике, Сисиане, Птгни. Сравнительно хорошо сохранились фрески церкви Св. Степаноса в Лмбатаванке, в соборе Талина, церкви Св. Григория в Аруче, построенной Григорием Мамиконяном в 666 году. Фрески того периода отличаются иконографическими и композиционными особенностями, богатством колорита, ярко выраженной монументальностью и высоким мастерством исполнения.
Популярнейшей темой при украшении апсид ранних армянских храмов было Вознесение, причем в любопытной интерпретации, украшенной заимствованиями из пророчеств Исайи и Иезекииля. При такой трактовке сцена Вознесения является торжественным богоявлением, а Христос, сидящий на троне либо стоящий со свитком в руках, окружается огненными колесами. Апостолы же превращаются из охваченных беспокойным движением свидетелей Вознесения в неподвижно стоящих святых, изображенных в строгих фронтальных позах.
В Х-ХI веках художественные традиции обогатились новыми композициями и темами. Тогда впервые появились фрески светского характера — в основном в городах Ани, Востан (остров Ахтамар).
Фрески ХII-ХIV вв. до сих пор живут в монастырях Оромос, Ахтала, Ахпат, Кобайр, Киранц, Аракелоц, а также в Арцахе — в Дадиванке и Арачадзоре.
Современная армянская фреска объединяет художников Ованеса Минасяна, Минаса Аветисяна, Акопа Акопяна, Григора Ханджяна.
Что до древних и старинных образцов монументального вида искусства, то они стоят перед угрозой разрушения и даже полного исчезновения. Чаще всего причиной гибели фресок является физическое состояние храма: если разрушен купол, нет перекрытия, то фрески наиболее уязвимы. Кроме того, древние армянские фрески написаны на очень тонком грунте (от 2 до 5 мм), положенном прямо на тесаный камень. Этим в том числе объясняется их недолговечность.
Но есть и другая проблема. Многие армянские реставраторы отбыли за границу, а приглашенным иностранцам сложно работать со здешними образцами: надо учитывать, что фрески создавали армянские мастера, имевшие уникальную школу, владевшие особой технологией, которая неведома европейским мастерам.
Копии некоторых армянских фресок находятся в Национальной картинной галерее. Но многие предпочитают смотреть подлинник, даже если для этого требуется организовать длительное путешествие по армянским святыням.
Arev Lusin вне форума Ответить с цитированием
Расцвет армянской фрески пришелся на золотой век национальной архитектуры — VII столетие: Кармравор в Аштараке, Св. Минаса в Джрарате, церкви в Багаване, Мрене, Артике, Сисиане, Птгни. Сравнительно хорошо сохранились фрески церкви Св. Степаноса в Лмбатаванке, в соборе Талина, церкви Св. Григория в Аруче, построенной Григорием Мамиконяном в 666 году. Фрески того периода отличаются иконографическими и композиционными особенностями, богатством колорита, ярко выраженной монументальностью и высоким мастерством исполнения.
Популярнейшей темой при украшении апсид ранних армянских храмов было Вознесение, причем в любопытной интерпретации, украшенной заимствованиями из пророчеств Исайи и Иезекииля. При такой трактовке сцена Вознесения является торжественным богоявлением, а Христос, сидящий на троне либо стоящий со свитком в руках, окружается огненными колесами. Апостолы же превращаются из охваченных беспокойным движением свидетелей Вознесения в неподвижно стоящих святых, изображенных в строгих фронтальных позах.
В Х-ХI веках художественные традиции обогатились новыми композициями и темами. Тогда впервые появились фрески светского характера — в основном в городах Ани, Востан (остров Ахтамар).
Фрески ХII-ХIV вв. до сих пор живут в монастырях Оромос, Ахтала, Ахпат, Кобайр, Киранц, Аракелоц, а также в Арцахе — в Дадиванке и Арачадзоре.
Современная армянская фреска объединяет художников Ованеса Минасяна, Минаса Аветисяна, Акопа Акопяна, Григора Ханджяна.
Что до древних и старинных образцов монументального вида искусства, то они стоят перед угрозой разрушения и даже полного исчезновения. Чаще всего причиной гибели фресок является физическое состояние храма: если разрушен купол, нет перекрытия, то фрески наиболее уязвимы. Кроме того, древние армянские фрески написаны на очень тонком грунте (от 2 до 5 мм), положенном прямо на тесаный камень. Этим в том числе объясняется их недолговечность.
Но есть и другая проблема. Многие армянские реставраторы отбыли за границу, а приглашенным иностранцам сложно работать со здешними образцами: надо учитывать, что фрески создавали армянские мастера, имевшие уникальную школу, владевшие особой технологией, которая неведома европейским мастерам.
Копии некоторых армянских фресок находятся в Национальной картинной галерее. Но многие предпочитают смотреть подлинник, даже если для этого требуется организовать длительное путешествие по армянским святыням.
Arev Lusin вне форума Ответить с цитированием
- Комментарии [0]
- Просмотров: 2719
|
Другие новости по теме:
Дживан Гаспарян-Музыка к документальному фильму “Фрески” Армянские ковры Армянские ковры Турецкая компания не сумела нажиться на литургии в армянской церкви Сурб Ха ... Что мы знаем об урфинских вышивальщицах?
comments powered by Disqus